Программа развития ГОУ РК ФМЛИ на 2018-2021 годы
Программа инновационного развития 2011-2016 (1.25Мб)
Паспорт программы инновационного развития лицея – интерната
Наименование программы:
«Программа инновационного развития Государственной общеобразовательной школы – интерната «Коми республиканский физико - математический лицей – интернат»
Основания для разработки программы:
- Приоритетные направления развития общего образования в России Закон РФ «Об образовании» с изменениями
от 9 мая 2005 г. №45 – ФЗ
от 18 июня 2005 г. №92 – ФЗ
от 21 июля 2005 г. №100 – ФЗ - Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от18.07.2002 г. №2873
- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-08 г.г.)
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 01.02.2005 г. № 49.
- Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СП 2.4.2.782-99 от 04.08.1999 г.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
- Типовое положение об общеобразовательной школе - интернате
Заказчики программы:
Педагогический Совет лицея – интерната, родительский и ученический коллектив, Министерство образования и высшей школы Республики Коми образования.
Разработчики программы:
Администрация государственной общеобразовательной школы-интерната «Коми республиканского физико-математического лицея – интерната»
Основные исполнители программы:
Администрация, педагогический коллектив, родительский и ученический коллектив.
Цель программы:
Создание и развитие в лицее – интернате единой образовательной информационно – педагогической среды, обеспечивающей формирование условий для поэтапного перехода к новому уровню качества образования (на основе современных информационно коммуникативных технологий), с эффективным использованием педагогического потенциала при работе с интеллектуально одаренными детьми.
Основные задачи программы развития лицея-интерната:
- Модернизация содержания образования при формировании единой образовательной информационно-педагогической среды в работе с интеллектуально – одаренными детьми.
- Комплексное использование интеграции современных информационно-коммуникационных и развивающих педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство и системные изменения в образовательном пространстве лицея-интерната.
- Обеспечение роста уровня профессиональной компетентности педагогических работников путем непрерывного повышения квалификации.
- Создание новых механизмов, нововведений в существующей образовательной среде, обеспечивающих реализацию современного социального заказа на социально-адаптированную, социально-направленную и социально – активную личность выпускника лицея-интерната.
- Совершенствование системы общественно-государственного управления лицеем – интернатом для развития независимых форм оценки качества образования, повышения открытости образовательного учреждения.
Миссия лицея-интерната:
Сохранение и развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения Республики Коми.
Основные направления программы развития:
- Переход к новой, модернизированной информационно – педагогической образовательной среде в работе с интеллектуально - одаренными детьми, направленной на повышение качества образования.
- Дифференциация и индивидуализация обучения посредством введения системы оценки развития познавательной самостоятельности учащихся (учет зон «дальнего» и «ближнего» развития), на основе использования интеграции современных информационно – коммуникационных и развивающих технологий.
- Широкое внедрение информационно-коммуникационных и развивающих педагогических технологий в образовательный процесс лицея-интерната.
- Внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий (сохранение, формирование, укрепление здоровья обучающихся).
- Совершенствование научно - методической, экспериментальной и инновационной деятельности педагогов и сотрудников лицея – интерната.
- Формирование эффективных экономических механизмов развития образования в качественно новой образовательной среде лицея - интерната.
- Создание и развитие новых механизмов управления лицея на основе общественно – государственного управления.
Преемственность программы развития:
Программа развития на 2006 - 2010 г.г. строится на результатах деятельности ОУ, проблемно-ориентированном анализе учебно-воспитательного процесса, на анализе результативности предшествующей программы развития на период на 2000 - 2006 год.
Сроки реализации программы:
Сентябрь 2006 года - июнь 2010 года.
Основные принципы реализации программы развития:
- Природосообразность, т. е. развитие личности учащихся в соответствии с её природой, здоровьем, его психической конституцией, его способностями, склонностями, интересами, его биоритмами, индивидуальными особенностями восприятия и т.п. Отсюда основу содержания образования должно составлять овладение средствами и методами самообразования и саморазвития (на основе возрастных, личностных особенностей развития ребенка).
- Целостность, т. е. единство компонентов информационно – педагогической образовательной среды, призванных обеспечить достижение как определяющей цели, так целей и задач по каждому направлению, которые сводятся к главному – осознанному стремлению к образованию, самообразованию и саморазвитию.
- Гибкость и вариативность, т.е. содержание и технологии образовательного процесса в лицее-интернате должны помочь личности обучающегося расширить возможности обоснованного выбора собственного жизненного и профессионального пути в динамично изменяющемся мире.
- Интеграция, т.е. образовательные программы на разных ступенях обучения должны быть сквозными по вертикали, обеспечивая поступательное развитие личности, а координация структуры по горизонтали создает новые качественные условия по взаимодействию с другими учебными заведениями, учреждениями культуры и т.д.
- Преемственность, т.е. взаимосвязь и взаимодополняемость образовательных программ, позволяющих обеспечить поступательное развитие поступательное развитие личности и её профессиональное самоопределение.
- Предвидение, т.е. внесение в образовательную среду, учебные планы и программы изменений, связанных с меняющимися социально-экономическими условиями, рынком образовательных услуг и зависимостью от информационного, гражданского общества.
Этапы реализации программы развития:
- Проблемно - аналитический этап 2006 - 2007 учебный год – включает диагностическую, прогностическую деятельность. Выявление проблемного поля образовательной системы лицея, перспективных направлений развития лицея – интерната и моделирование его нового качественного состояния в условиях модернизации образования.
- Обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению диагностики оснований для выделения дифференцированных групп учащихся, через индивидуализацию учебных планов и программ;
- Апробация новых модульных механизмов образовательной среды и управление ими.
- Разработка перспективного направления развития, сохранения экспериментально – инновационного направления деятельности и информационно – педагогической образовательной среды лицея – интерната.
- Проектировочный этап 2007 - 2008 учебный год - включает разработку, реализацию, анализ, обобщение результатов поэтапной работы по систематизации изменений образовательной среды в лицее.
- Разработка программы совершенствование существующей системы социального адаптирования учащихся к внешней и лицейской среде, охватывающей все предметные области.
- Работа над концепцией изучения теоретических аспектов проблемы выявления и развития мотивов социально - образовательной деятельности, ресурсов личностного развития ребенка, планирование и прогнозирование необходимой исследовательской и экспериментальной деятельности.
- Разработка механизмов совершенствования кадрового, научного, материально – технического обеспечения концепции, работа с документацией, оптимизация системы отбора и комплектование классов.
- Внедренческий этап 2008 - 2009 учебный год – Включает реализацию модернизированных механизмов функционирования образовательной среды лицея – интерната. Переход образовательной системы лицея – интерната в качественно новое состояние.
- Совершенствование системы психолого-педагогических мероприятий по выявлению и актуализации ресурсов личностного развития учащихся.
- Совершенствование модели образовательной среды через:
- Интегративные учебные планы, построенные на основе индивидуального образовательного маршрута;
- Совершенствование (на основе индивидуального ориентирования субъекта образовательной деятельности) программ и учебно - методических комплексов, их научно – методического и информационного обеспечения ;
- Реорганизация механизмов социальной ориентации, социальной интеграции посредством единого воспитательного пространства лицея, интерната и расширения социального партнерства;
- Расширение роли и места гуманитарного компонента в образовательном пространстве Коми республиканского физико-математического лицея;
- Активизация структур общественно – государственного управления через включение педагогических работников и учащихся в широкий спектр общественных структур управления.
- Контрольно – аналитический этап 2009 - 2010 учебный год – включающий реализацию, анализ, обобщение результатов опытно – экспериментальной деятельности, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития лицея – интерната. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития образовательной системы лицея – интерната. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепления в локальных нормативных актах и методических комплексах исследовательско–экспериментальной деятельности КРФМЛИ Анализ результативности развития лицея - интерната, определение новых задач, выводящих лицей на новый этап развития. Коррекция, оценка качества новой образовательной модели лицея - интерната.
Управление реализацией программы:
Корректировка и контроль за выполнением программы осуществляется Педагогическим советом, Методическим советоми Попечительским Советами лицея - интерната. Управление реализацией программы осуществляется администрацией лицея – интерната.
Объем и источники финансирования:
Бюджетные средства и внебюджетные средства (средства благотворительных пожертвований родителей учащихся, спонсорские средства, гранты, средства от платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых лицеем – интернатом).
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- Единая образовательная информационно-педагогическая среда лицея-интерната.
- Индивидуальные образовательные траектории интеллектуально - одаренных учащихся.
- Разработка и внедрение при работе с интеллектуально - одаренными учащимися авторских учебно – методических образовательных продуктов (программ, учебных продуктов, методических разработок).
- Обновление содержание образования и качественное изменение образовательного пространства при работе с интеллектуально - одаренными учащимися в лицее -интернате.
- Индивидуальные образовательные траектории интеллектуально-одаренных учащихся.
- Рост эффективности реализации образовательных программ, направленных на развитие творческого потенциала учащихся и их интеллектуальных запросов.
- Рост качества компетентности в лингвистической, информационной исследовательской и социально – гражданской учащихся и педагогов лицея - интерната.
- Создание внутренней локальной информационно-образовательной лицейской сети.
- Создание единого сообщества педагогов и лицеистов, обеспечивающего эмоционально – комфортную среду развития всех субъектов образовательного пространства лицея - интерната.
- Усовершенствование механизмов организационных структур управления через новые формы общественно – государственного управления в лицее - интернате.