Программа инновационного развития 2011-2016 (1.25Мб)

Паспорт программы инновационного развития лицея – интерната

Наименование программы:

«Программа инновационного развития Государственной общеобразовательной школы – интерната «Коми республиканский физико - математический лицей – интернат»

Основания для разработки программы:

  • Приоритетные направления развития общего образования в России Закон РФ «Об образовании» с изменениями
    от 9 мая 2005 г. №45 – ФЗ
    от 18 июня 2005 г. №92 – ФЗ
    от 21 июля 2005 г. №100 – ФЗ
  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р.
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от18.07.2002 г. №2873
  • Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-08 г.г.)
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 01.02.2005 г. № 49.
  • Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СП 2.4.2.782-99 от 04.08.1999 г.
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  • Типовое положение об общеобразовательной школе - интернате

Заказчики программы:

Педагогический Совет лицея – интерната, родительский и ученический коллектив, Министерство образования и высшей школы Республики Коми образования.

Разработчики программы:

Администрация государственной общеобразовательной школы-интерната «Коми республиканского физико-математического лицея – интерната»

Основные исполнители программы:

Администрация, педагогический коллектив, родительский и ученический коллектив.

Цель программы:

Создание и развитие в лицее – интернате единой образовательной информационно – педагогической среды, обеспечивающей формирование условий для поэтапного перехода к новому уровню качества образования (на основе современных информационно коммуникативных технологий), с эффективным использованием педагогического потенциала при работе с интеллектуально одаренными детьми.

Основные задачи программы развития лицея-интерната:

  • Модернизация содержания образования при формировании единой образовательной информационно-педагогической среды в работе с интеллектуально – одаренными детьми.
  • Комплексное использование интеграции современных информационно-коммуникационных и развивающих педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство и системные изменения в образовательном пространстве лицея-интерната.
  • Обеспечение роста уровня профессиональной компетентности педагогических работников путем непрерывного повышения квалификации.
  • Создание новых механизмов, нововведений в существующей образовательной среде, обеспечивающих реализацию современного социального заказа на социально-адаптированную, социально-направленную и социально – активную личность выпускника лицея-интерната.
  • Совершенствование системы общественно-государственного управления лицеем – интернатом для развития независимых форм оценки качества образования, повышения открытости образовательного учреждения.

Миссия лицея-интерната:

Сохранение и развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения Республики Коми.

Основные направления программы развития:

  • Переход к новой, модернизированной информационно – педагогической образовательной среде в работе с интеллектуально - одаренными детьми, направленной на повышение качества образования.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения посредством введения системы оценки развития познавательной самостоятельности учащихся (учет зон «дальнего» и «ближнего» развития), на основе использования интеграции современных информационно – коммуникационных и развивающих технологий.
  • Широкое внедрение информационно-коммуникационных и развивающих педагогических технологий в образовательный процесс лицея-интерната.
  • Внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий (сохранение, формирование, укрепление здоровья обучающихся).
  • Совершенствование научно - методической, экспериментальной и инновационной деятельности педагогов и сотрудников лицея – интерната.
  • Формирование эффективных экономических механизмов развития образования в качественно новой образовательной среде лицея - интерната.
  • Создание и развитие новых механизмов управления лицея на основе общественно – государственного управления.

Преемственность программы развития:

Программа развития на 2006 - 2010 г.г. строится на результатах деятельности ОУ, проблемно-ориентированном анализе учебно-воспитательного процесса, на анализе результативности предшествующей программы развития на период на 2000 - 2006 год.

Сроки реализации программы:

Сентябрь 2006 года - июнь 2010 года.

Основные принципы реализации программы развития:

  • Природосообразность, т. е. развитие личности учащихся в соответствии с её природой, здоровьем, его психической конституцией, его способностями, склонностями, интересами, его биоритмами, индивидуальными особенностями восприятия и т.п. Отсюда основу содержания образования должно составлять овладение средствами и методами самообразования и саморазвития (на основе возрастных, личностных особенностей развития ребенка).
  • Целостность, т. е. единство компонентов информационно – педагогической образовательной среды, призванных обеспечить достижение как определяющей цели, так целей и задач по каждому направлению, которые сводятся к главному – осознанному стремлению к образованию, самообразованию и саморазвитию.
  • Гибкость и вариативность, т.е. содержание и технологии образовательного процесса в лицее-интернате должны помочь личности обучающегося расширить возможности обоснованного выбора собственного жизненного и профессионального пути в динамично изменяющемся мире.
  • Интеграция, т.е. образовательные программы на разных ступенях обучения должны быть сквозными по вертикали, обеспечивая поступательное развитие личности, а координация структуры по горизонтали создает новые качественные условия по взаимодействию с другими учебными заведениями, учреждениями культуры и т.д.
  • Преемственность, т.е. взаимосвязь и взаимодополняемость образовательных программ, позволяющих обеспечить поступательное развитие поступательное развитие личности и её профессиональное самоопределение.
  • Предвидение, т.е. внесение в образовательную среду, учебные планы и программы изменений, связанных с меняющимися социально-экономическими условиями, рынком образовательных услуг и зависимостью от информационного, гражданского общества.

Этапы реализации программы развития:

  • Проблемно - аналитический этап 2006 - 2007 учебный год – включает диагностическую, прогностическую деятельность. Выявление проблемного поля образовательной системы лицея, перспективных направлений развития лицея – интерната и моделирование его нового качественного состояния в условиях модернизации образования.
    • Обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению диагностики оснований для выделения дифференцированных групп учащихся, через индивидуализацию учебных планов и программ;
    • Апробация новых модульных механизмов образовательной среды и управление ими.
    • Разработка перспективного направления развития, сохранения экспериментально – инновационного направления деятельности и информационно – педагогической образовательной среды лицея – интерната.
  • Проектировочный этап 2007 - 2008 учебный год - включает разработку, реализацию, анализ, обобщение результатов поэтапной работы по систематизации изменений образовательной среды в лицее.
    • Разработка программы совершенствование существующей системы социального адаптирования учащихся к внешней и лицейской среде, охватывающей все предметные области.
    • Работа над концепцией изучения теоретических аспектов проблемы выявления и развития мотивов социально - образовательной деятельности, ресурсов личностного развития ребенка, планирование и прогнозирование необходимой исследовательской и экспериментальной деятельности.
    • Разработка механизмов совершенствования кадрового, научного, материально – технического обеспечения концепции, работа с документацией, оптимизация системы отбора и комплектование классов.
  • Внедренческий этап 2008 - 2009 учебный год – Включает реализацию модернизированных механизмов функционирования образовательной среды лицея – интерната. Переход образовательной системы лицея – интерната в качественно новое состояние.
    • Совершенствование системы психолого-педагогических мероприятий по выявлению и актуализации ресурсов личностного развития учащихся.
    • Совершенствование модели образовательной среды через:
      • Интегративные учебные планы, построенные на основе индивидуального образовательного маршрута;
      • Совершенствование (на основе индивидуального ориентирования субъекта образовательной деятельности) программ и учебно - методических комплексов, их научно – методического и информационного обеспечения ;
      • Реорганизация механизмов социальной ориентации, социальной интеграции посредством единого воспитательного пространства лицея, интерната и расширения социального партнерства;
      • Расширение роли и места гуманитарного компонента в образовательном пространстве Коми республиканского физико-математического лицея;
      • Активизация структур общественно – государственного управления через включение педагогических работников и учащихся в широкий спектр общественных структур управления.
  • Контрольно – аналитический этап 2009 - 2010 учебный год – включающий реализацию, анализ, обобщение результатов опытно – экспериментальной деятельности, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития лицея – интерната. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития образовательной системы лицея – интерната. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепления в локальных нормативных актах и методических комплексах исследовательско–экспериментальной деятельности КРФМЛИ Анализ результативности развития лицея - интерната, определение новых задач, выводящих лицей на новый этап развития. Коррекция, оценка качества новой образовательной модели лицея - интерната.

 

Управление реализацией программы:

Корректировка и контроль за выполнением программы осуществляется Педагогическим советом, Методическим советоми Попечительским Советами лицея - интерната. Управление реализацией программы осуществляется администрацией лицея – интерната.

Объем и источники финансирования:

Бюджетные средства и внебюджетные средства (средства благотворительных пожертвований родителей учащихся, спонсорские средства, гранты, средства от платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых лицеем – интернатом).

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  • Единая образовательная информационно-педагогическая среда лицея-интерната.
  • Индивидуальные образовательные траектории интеллектуально - одаренных учащихся.
    • Разработка и внедрение при работе с интеллектуально - одаренными учащимися авторских учебно – методических образовательных продуктов (программ, учебных продуктов, методических разработок).
    • Обновление содержание образования и качественное изменение образовательного пространства при работе с интеллектуально - одаренными учащимися в лицее -интернате.
    • Индивидуальные образовательные траектории интеллектуально-одаренных учащихся.
    • Рост эффективности реализации образовательных программ, направленных на развитие творческого потенциала учащихся и их интеллектуальных запросов.
  • Рост качества компетентности в лингвистической, информационной исследовательской и социально – гражданской учащихся и педагогов лицея - интерната.
  • Создание внутренней локальной информационно-образовательной лицейской сети.
  • Создание единого сообщества педагогов и лицеистов, обеспечивающего эмоционально – комфортную среду развития всех субъектов образовательного пространства лицея - интерната.
  • Усовершенствование механизмов организационных структур управления через новые формы общественно – государственного управления в лицее - интернате.